Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей страны, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.
В нашем дошкольном учреждении по данному направлению организована целенаправленная и систематическая работа, накоплен положительный опыт. Необходимым условием проведения целенаправленной работы является наличие образовательного проекта, который включает в себя как специально организованные занятия, так и совместно организованную и самостоятельную деятельность детей.
Первоначально мы провели самоанализ содержания и рациональности материала развивающей среды для организации работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Пополнили дидактические игры, настольно-печатные игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, иллюстративный материал, рукописные книги. Начали знакомить детей с малой родиной, местом, где они живут, используя авторские сказки, стихотворения, легенды, рассказы педагогов, родителей о селе.
Помогали вызывать чувства восхищения у детей экскурсии, походы, видеоматериалы, театрализованные постановки, музей. Работа ведется на протяжении нескольких лет в трех направлениях: с педагогами, с родителями, с детьми. Выстроена работа с социумом: организация «Дети войны» (дети сироты ВОВ, труженики тыла), Совет ветеранов, центральный Дом культуры, школа, музей, библиотека – активные участники реализации проекта. Регулярно проводятся семинары и консультации, организуются лектории, заседания родительского клуба, акции, конкурсы, смотры, тематические дни и недели, освещена тема в детсадовской газете «Страна Детсадия».
Начинали работу по каждой теме с этапа проблематизации, далее шел поиск информации, ее обобщение и символизация. Широко используются элементы методики ТРИЗ. Таким образом познание ближайшего окружения превращается в захватывающий, интереснейший процесс на основе совместного со взрослыми открытия мира.
В процессе работы по патриотическому воспитанию решаются задачи:
- эстетическое и нравственное воспитание
- развитие детского творчества
- физическое воспитание
- приобщение дошкольников к трудовой деятельности
- труд с общественной мотивацией
Перспективность темы созвучна с основной идеей программы развития дошкольного учреждения, где среди прочих моментов выделено развитие духовного потенциала ребенка, приобщения его к ценностям окружающего мира.
Благодаря длительной, систематической и целенаправленной деятельности достигнуты положительные результаты:
- активизировалась работа по патриотическому воспитанию через все доступные средства
- изменилась позиция педагогов и родителей: они стали соучастниками совместного познания окружающего мира
- у детей заметно повысилась познавательная активность, научились выражать собственное отношение к полученной информации.